четверг, 22 марта 2012 г.

Чукотка




Обещал сделать пост про Чукотку, о маленькой долине в горах у берегов бухты Провидения.
Начал писать и растерялся  - с чего начать, как построить рассказ?
В двух словах про такое не расскажешь, а длинное повествование может утомить читателя.
Во первых, Чукотка очень большая, а территория нашего проживания ограничивалась изолированным
Провиденским районом, поэтому мои познания и впечатления о Чукотке неполные.





Я очень мало знаю о том, как живут люди, которые заняты оленеводством, или добычей морского зверя. Наш район был до предела милитаризован, основное население – военнослужащие. И только в самóм райцентре – поселке городского типа Провидения проживало преимущественно гражданское население, и еще небольшая его часть на другой стороне бухты в поселке Урелики. И, тем не менее, за четыре года жизни в этом крохотном уголке Земли впечатлений осталось так много, и они так сильны, что засели в памяти на всю жизнь. Скажу больше, они являются частью меня самого, моей души. И еще я знаю, что это же самое может сказать любой из тех, кто прожил в этих краях хотя бы пару лет. И всех нас часто посещают сновидения с местом действия – Чукотка.
Теперь, после такого предисловия, мне стало ясно, что рассказ мой не может получиться коротким. Вот поэтому я решил, что будет лучше всего, если я разобью его на части и буду выкладывать по одной. А каждая часть будет посвящена какой-нибудь  одной грани впечатлений.
Итак, начинаю.

Часть 1. Первые впечатления.

На Чукотку вообще и в Провидения в частности можно попасть только двумя способами. Летом по воде и по воздуху.
А зимой только одним способом, и это не вода. Мои родители избрали более долгий путь - по воде. А до этой воды решили проехаться на поезде. Получилось две недели. Неделю идет поезд и еще неделю - теплоход. Почему решили добираться таким способом? Да потому, что вся жизнь до этого путешествия замыкалась в центральной России, вот и захотелось на всю Россию посмотреть.
И вот, июльским вечером прибыли мы в морской порт города Владивосток и заняли свою каюту в теплоходе "Туркмения"



и, как я и предупреждал, через неделю прибыли и ошвартовались в живописном порту Провидения.
Живописным, правда он с первого раза не показался. Был хмурый августовский день с зябким сырым то ли туманом, то ли низкой облачностью, там, как потом выяснилось эти два явления бывает трудно отличить. Первое, что я увидел, это горы, еще на входе в бухту. Зрелище это меня просто потрясло. До этого я никогда не видел настоящих, взаправдашных гор, только в кино, а тут вот они - смотри, любуйся. Помню, что я как-то быстро прикинул, что теперь тут долго жить, так что и налюбуюсь и пощупаю в свое удовольствие.



Дальше за нами приехало что-то военное, то-ли ЗиЛ-157, то ли ГАЗ-63 и мы поехали по тряской дороге из грубого камня  вокруг бухты Провидения "на ту сторону" (это было местное определение у жителей противоположных берегов бухты) через мрачноватый поселок Урелики в еще более мрачный поселок Дорожный, в котором и прожили впоследствии четыре года.
Дорога эта выглядела довольно уныло:



Но унылость эта, впрочем, успешно подавлялась впечатлениями от увиденных необычных пейзажей и жадным разглядыванием всего и вся, что только можно было разглядывать едучи в кузове, только шейные позвонки хрустели! Впечатления впечатлениями, но ощутил я еще кое-что, и какое-то время никак не мог сообразить, что меня так жгуче беспокоило. Еду и понимаю - да, море, да, горы, но что-то еще здесь не так и даже очень не так. И, наконец, понял: ЗДЕСЬ НЕТ НИ ОДНОГО ДЕРЕВА!
Вот на этом открытии я, пожалуй, и закончу свою первую часть с первыми же впечатлениями.
Добавлю только, что все фотографии, которые тут выложенны, кликабельны.

7 комментариев:

  1. Как говорится, по многочисленным просьбам читателей! Спасибо, Юрий за такой увлекательный рассказ. Поражает, что вы помните всё до таких мельчайших подробностей. Чувствуется, что вам так дорог этот край, ибо любовью к нему пронизана каждая строка. Я упустила из виду, а сколько лет Вам тогда было?
    Ну, и жду продолжения. :)
    P.S. Вам надо книги писать!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за добрый отзыв! Постараюсь оправдать!:)
    Приехали и вскоре 12 лет исполнилось.

    ОтветитьУдалить
  3. Мальчишкой ещё совсем были. В таком возрасте, обычно, всё видится ещё более драматичнее. А родители Ваши оба военные? Или только отец? В погранвойсках служили?
    Жду второй части!

    ОтветитьУдалить
  4. Отец служил в авиации ПВО страны. Мать гражданская, (женщин военнослужащих тогда еще не было) машинисткой в штабе работала до Чукотки, а на Чукотке телефонисткой на коммутаторе.

    ОтветитьУдалить
  5. Как здорово! Отец, значит, летал. О Вашей семье можно фильмы снимать! Помнится мне, столько было сделано фильмов о семьях военных, когда муж служил, а жена работала машинисткой или телефонисткой. Интересная у Вас жизнь была, необычная. Да и кочевая, наверное.

    ОтветитьУдалить
  6. соглашусь с voce_della_luna, мне тоже так подумалось, что Вам бы книги писать. Очень уж складно и захватывающе пишите. И да, определенно очень чувственно о Чукотке рассказываете, что возникает огромное желание ее посетить!

    ОтветитьУдалить
  7. Юрий, это очень интересный материал! Следует вдумчиво читать. Вот вернусь с работы... :)

    ОтветитьУдалить