четверг, 25 июля 2013 г.

Кое что о Чечне

       

Можно ли считать Чеченскую республику полноценным субъектом федерации?
Вопрос очень непростой. По всем нормирующим документам да, мы обязаны считать Чечню субъектом федерации.

Здесь я решил написать об одной детали, которая, на мой взгляд, может ставить под сомнение понятие полноценности. Прочитав, мне могут возразить - это, мол, не единственный аспект, который напрягает и ставит под сомнение это самое понятие полноценности. Наверное. Но я напишу об этом. Пока.

Пост будет коротким. Как многие знают, несколько лет я был очень плотно связан с ЧР по работе. Занимался проектированием сети мобильной связи, поиском позиций для строительства, делал измерения, обучал персонал, в общем бывал там часто. И приходилось мне общаться с самыми разными слоями населения. Со многими велись разговоры на самые разные темы. Так вот, пища для размышлений у меня появилась во время моей первой же поездки в Чечню.

В первый раз я туда приехал, когда Грозный выглядел, как Сталинград 1944-го года - ни одного целого дома.  Остановиться там было негде и бывший директор филиала Амхад ночевать отвез меня к себе в Керла-Энгеной, под Гудермес. Вечером он пригласил меня за стол в крытом дворе и мы стали ужинать. Как у чеченцев принято - мужчины сидят за столом, ужинают, беседуют, а жена стоит в сторонке, держит все в поле зрения и своевременно меняет блюда, посуду и т.д. Ужин был хорош - все вкусно, чистенько и толково подано - комар носа не подточит, интересные разговоры с хозяином. И у меня уже под радушие хозяев, разговоры и коньячок потеплело на душе и зашевелились мысли о "дружбе народов" Но такая обстановка была для меня непривычной и у меня появлялись вопросы, на которые мне Амхад охотно отвечал.

И вот тут я и перейду к теме поста. Я спросил у Амхада, - а что, если русский женится на чеченке? Он спокойно, с улыбкой ответил, что это невозможно. Песочная модель "дружбы народов" тут же рассыпалась, даже не дрогнув. Это как, пардон, невозможно? - поинтересовался я. Ну, а если... там, любовь?  Причем тут любовь? - все так же расслаблено парировал Амхад, - просто это чеченцам не понравится - у нас не принято. Чеченцы не позволят выходить замуж за русского. Тогда я спросил, - а жениться на русской девушке чеченцу можно? Тоже нет, - отвечает. Меня услышанное покоробило слегка и я решил задать вопрос иначе.  Вот это ваше "не позволят", это табу, или на эмоциональном уровне? Вот если бы, например, мой сын женился на твоей дочери, тебе что, неприятно было бы? Да, неприятно, - отвечает, - табу, эмоции, понимай как хочешь, нет и все. Тогда я спросил, это из-за вот этой войны? Нет, говорит, причем тут война, это и до войны так было.
Дальше я решил "не дразнить гусей", кивнул и сменил тему. Но "осадочек остался". Я понял, что это реакция кошки на собаку и наоборот, на уровне подсознания.

После этого я еще несколько раз задавал этот же вопрос разным людям, в том числе, тем, которые меня реально очень уважают, которые меня никогда не подставят и не предадут (это жизнью проверено) , с которыми у меня по сей день дружеские отношения. Все они отвечали примерно одно и тоже - браки между чеченцами и русскими не приветствуются, мягко говоря, и если и состоятся, то только с осложнениями, или уж совсем втихаря.

Все, практически, чеченцы хорошо говорят по русски. С общением проблем нет. Но если, скажем, у армян, или азербайджанцев принято переходить на русский язык, если среди них оказался хоть один русский, то чеченцы ведут себя как, к примеру, латыши - говорят на своем языке не заморачиваясь.  По Грозному сегодня можно спокойно ходить, ничего не опасаясь, но тебя не покидает ощущение, что ты "не более, чем муха в стерилизованных сливках" © (О' Генри). Совершенно посторонний предмет, то есть. Кто бывал "за границей", меня поймет.

Вот такие вот федерация с интеграцией и ассимиляцией. Если к рассказанному добавить, что в Чечне нет русских в статусе постоянного проживания, во всяком случае я про таких ничего не слышал, то картина дополнится.

Чеченцы очень закрытая нация, хоть и с очень хорошими правилами гостеприимства, они старательно дистанцируются ото всех, и это одна из главных их черт.

42 комментария:

  1. Интересно, долго им удастся вот так цивилизационно отставать. Сколько еще столетий они будут отказываться от прямохождения в области межнациональных и межличностных отношений? Думается, поживи Союз еще хотя бы лет 70, лед бы тронулся.

    ОтветитьУдалить
  2. Ну, чтобы ответить на этот вопрос, можно глянуть чуть шире, посмотреть на антисемитизм, например. Это лечится? Сколько ему веков?
    Вот и с чеченцами, насколько я их знаю, изменений в обозримом будущем не предвидится.

    ОтветитьУдалить
  3. О да! Папин сослуживец родом из Грозного. Мать его русская, а отец кумык. Родители его развелись, когда Сергей был ещё маленьким. В общем, парень и его сестра росли во вполне русской семье с русскими традициями. По понятным же причинам во время первой чеченской кампании они все покинули Грозный, осели у нас в Ижевске. Сергей уже тогда был женат, у них росли две дочери. Но это преамбула. Он очень много рассказывал про традиции чеченцев. Всё до запятой совпадает с твоим мнением. Более того, ему пришлось побывать однажды на свадьбе своего сослуживца-чеченца. Так вот, невеста во время свадьбы ни разу к гостям не вышла, она сидела в отдельно отведённой комнате с подругами, куда ей приносили еду. А все остальные гости праздновали в другом помещении. И про то, что женщины не садятся за стол с мужчинами тоже он же говорил, совершенно недоумевая, как такое возможно в 20-21 веке. Хотя, повторюсь, сам он вырос в этом регионе.

    ОтветитьУдалить
  4. Антисемитизм не имеет какого-то национального или территориального очертания. А здесь один этнос никак не вырывается за пределы узколобого архаизма. Хоть я и не особо много общалась с чеченцами, но согласна полностью, просвета для перемен не наблюдается.

    ОтветитьУдалить
  5. Юра, я с тобой согласна. Они не изменятся. Они так жили веками, пережив несколько формаций и будут так жить. Арабы у нас в Канаде - тоже самое. Абсолютно не хотят адаптироваться к новым культурно-этническим условиям! Живут по своим принципам. Дочь отказалась носить хиджаб - убивают. Встречается с не мусульманином - то же самое. Квебек подобные преступления сотрясают каждый год, и никто с этим ничего не может поделать. Я б просто запретила на месте правительства им въезд в страну. Хотите жить по своим законам (они же местных не признают, кивают на Шариат) - нефиг сюда ехать, оставайтесь в своих странах.

    ОтветитьУдалить
  6. а это, вообще, возможно - быть субъектом федерации в демократическом (пусть и какбэ)) государстве и следовать во многих пунктах законам шариата и исламского государства? я читала недавний нашумевший текст Ксении Соколовой о поездке в Чечню - нет, не кажется мне, что мы с Чечней в одной федерации,
    я легко могла бы нарушить ИХ законы, даже не подозревая об этом.

    ОтветитьУдалить
  7. Вот чеченцы говорят по русски, как вы замечаете?
    А много ли русских (главным образом, живших в Чечне, не приезжих ) говорят по чеченски?

    Спрашивали?

    Никто (в массе) не говорит..

    Как и в Казахстане 4 млн русских (а было 6 млн) не говорят по казахски...
    Как и в Башкирии -русские -по башкирски..

    Какая же это федерация?
    хе-хе...

    ОтветитьУдалить
  8. А мы почему (в массе) не хотим жить по американски (европейски)..
    Считая, что у нас в своем затхлом прошлом у нас больше оснований быть нормальными и душевнми людьми, чем в загнивающем западе...
    так же и они...
    Все это совершенно естественно...

    ОтветитьУдалить
  9. Вообще говоря, это тупиковый путь, тем более в 21ом веке..путь вырождения нации и культурного отставания..но тут другой вопрос встает - а оно русским нужно?! Нужно иметь эти народы в составе своей страны/империи? Я вот честно говоря не уверена..

    ОтветитьУдалить
  10. Cорри, но с людьми называющими свое прошлое затхлым, не могу вести бесед, сторонюсь.

    ОтветитьУдалить
  11. Вот в том-то и дело, что не нужно ни Росии, ни Канаде. Но жизненно необходимо политикам по обе стороны океана.

    ОтветитьУдалить
  12. Ну, здесь Вам несложно возразить, и хотя я с Вами в принципе согласен, возражения примите, так, для порядка, коль уж они имеются :)
    В Соединенных Штатах, например, никому в голову не приходит учить китайский, или итальянский на том основании, что там проживают миллионы тех и других. Но есть пример поинтереснее. В Дагестане проживают под сорок народов с разными языками. Я там проработал пару лет, забавно наблюдать, как все дагестанцы говорят между собой, хоть и плохо, но по русски. Можно было бы сказать и о титульной нации с ее языком, но это вопрос скользкий и есть риск втянуться в дискуссию.
    Но языковый статус кво мне представляется нормальным, ибо он сложился исторически и всех устраивает, включая меньшинства. Я живу на Северном Кавказе и знаю, что говорю.
    Если наши народы РФ, что и разъединяет, то не языки, это точно.

    ОтветитьУдалить
  13. Ага, такое оно было изумительное..
    Лицемерки все все и ханжи....

    ОтветитьУдалить
  14. Я думаю, что в нашем квазигосударстве возможно все. Можно совмещать демократию с христианством, шариатом, язычеством, каннибализмом, либерализмом и анархией.
    Ровно до тех пор, пока это же самое будет делать наш Вошть всех оставшихся временов и народов, до тех пор пока он демонстрирует неуважение к Конституции и вообще к понятию здравого смысла.

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо за коммент--теперь всем будет ясно, почему таких деятелей надо обходить за версту и не мараться).

    ОтветитьУдалить
  16. Ага, вы за них все решили -что их все устраивает..
    Что тогда и о чем говорить?
    О том, что американцы не учат полинезейский язык..
    пустое это все...
    Россия лопнула (и дальше -увы -бужет лопаться) потому, что - это (как и у чеченцев) у русских - НЕИСКОРЕНИМО...

    Dixi

    ОтветитьУдалить
  17. Я думаю, что лучше иметь доброго соседа, чем его же в роли врага изнутри.

    ОтветитьУдалить
  18. :-))))))))))
    Вы ещё более неискоренимы, чем чеченцы... хе-хе..

    В своем велико-холустном чванстве народа-богоносца...

    ОтветитьУдалить
  19. Вы не знаете моей национальности, поэтому залепите свое "ха-ха" обратно, хотя русофобы мне неприятны, это правда. Пользуясь виртуальностью, легко оскорблять, только дожив до седин, вы так и не поняли, что этим себя унижаете.

    ОтветитьУдалить
  20. Ваше Dixi доставило. Только Вы видимо пропустили место, где я написал: "Я живу на Северном Кавказе". Живу давно и хорошо его знаю изнутри. А где живете Вы, Уважаемый?
    Какое у Вас представление о северном Кавказе? Вы бывали больше одних суток в Ингушетии, или в глухом углу Карачаево-Черкессии? сомневаюсь. А я всю Чечню объездил до последнего горного аула, не говоря об остальных республиках СКФО. Поэтому я ничего за всех не решал, может быть Вам это кажется странным, но я повторяю, я знаю, хорошо знаю, о чем говорю.

    ОтветитьУдалить
  21. Где вы видели оскорбление (если вы, тем более, не русская)?
    Ни слова оскорбительного лично вам - не было...

    Ещё Аристотель называл эту ситуацию "дамским аргументом" - когда оппонент навязывает вам, то, чего не было, а потом за это критикует... хе-хе..

    А то, что русские "всегда во всем правы", а кругом - "одни негодяи" -это не оскорбление, а констатация факта...

    ОтветитьУдалить
  22. Ну что ж, если вас "доставило"....

    Да, вы всегда знаете, что говорите правду/истину..
    Вы даже за других лучше знаете, что и как..

    В этом особенность русского народа-богоносца..

    Поэтому вы - как и чеченцы - неисправимы...

    И дело здесь не в фактах и в фактиках, а в исторической ограниченности русской ментальности..
    Потому и кусаетесь как злые мухи, пропадая как здоровый этнос, надорвав пупок над теми пространствами, которые захотели проглотить....

    (увы, я этому не больно то радуюсь...)

    А чеченцев и ингушей я повидал, наверно, не меньше вас -но не буду входит в детали...
    дело то не только, а точнее, вовсе не в них..

    А в именно вас...
    .

    ОтветитьУдалить
  23. ну, в таком контексте возомжно, конечно, не спорю)

    ОтветитьУдалить
  24. Вы даже за других лучше знаете, что и как..

    Ну, уж этого я у Вас не отберу! Кишка у меня тонка.
    Вы вот тут всем объяснили, что на самом-то деле всё знаете Вы, а мы только надуваем щеки. Это у Вас написано Cogito, только продолжение очень скромное - ergo sum. Надо было написать что, дескать вот Я МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО ИМЕЮ ПРАВО ЗАЙТИ В ЛЮБОЙ БЛОГ И УКАЗАТЬ КАЖДОМУ ЕГО МЕСТО! DIXI.
    Спасибо Вам за науку, просвещенный мой гость! Заходите почаще!

    ОтветитьУдалить
  25. Наверное Вас зовут Анной, так вот, Анна, простите за этот сеанс хамства!
    В оправдание могу сказать, что я этого человека не знаю, как он сюда забрел не понимаю.
    Банить его пока не буду, думаю он и сам сюда больше не явится. Есть множество блогов,
    куда ему еще надо зайти и покрасоваться доступным ему образом.
    А вот Вам всегда буду рад, Вы приятная собеседница, заходите! :)

    ОтветитьУдалить
  26. Меня зовут Таня:).
    Я вас ждала!)) Спасибо за понимание, мне приятно, что в плане журнальной поведенческой атмосферы мы мыслим одинаково.
    Банить тут, конечно, не за что--человек не до конца распоясался.
    Обязательно буду заходить-- у вас тут хорошо!)

    ОтветитьУдалить
  27. Юра, какой у вас тут гость странный... Чего сказать то хотел? Про народ- богоносец? Так мы и сами свои слабости знаем.И самая большая беда и ошибка этого народа - терпение ангельское.
    Чеченцы прекрасно ассимилировались при социализме, когда им это было выгодно. Вне Чечни. А у себя дома- это их дело, как себя вести. Маленькие народцы, они как мужчины маленького роста- на весь мир обижены и считают, что лучше они превентивно нападут, может , кто их всерьез и примет.
    А Россия- большая, эта территория не то переваривала, и Чечню переварит.Пусть живут себе, как нравится. Понимаю, что вам там видней, потому очень интересно. Моя подруга год назад была в командировке в Грозном, потом большой материал написала, она осталась очарована городом, гостеприимством, отношением к Кадырову, людьми этого города.

    ОтветитьУдалить
  28. О, привет Алена! Давненько не захаживала, рад тебе!
    Да, странный гость :) Не знаю, к кому он себя относит, подозреваю, что к древним римлянам - латынь обожает ))) Наверное у него есть "Словарь иностранных слов". У меня есть такой, там с десяток последних страниц отведены крылатым выражениям, половина из которых на латыни.
    Что касается Чечни, ты наверное заметила мой очень корректный тон. Люди там и правда попадались мне просто замечательные. Здесь я написал только об одном свойстве, которое меня поразило. Если побеждю свою лень, может быть еще о Чечне напишу. Материала то у меня побольше, чем у подруги той, по простой причине - я там провел очень много времени и не по протоколу. Даже под автоматами людей неясной принадлежности рожей в пыль доводилось.
    Вот только соберусь ли? Свой цикл про Чукотку я так и не закончил, а хотел ведь! )

    ОтветитьУдалить
  29. В том-то и дело..но и народ должен до этого дорасти - и сказать: все, нам не нужны эти земли, идите своей дорогой..

    ОтветитьУдалить
  30. Не знаю, дорастет ли когда-нибудь народ. Да, собственно, его и спрашивать никто не будет.

    ОтветитьУдалить
  31. Рано или поздно - все равно придется с ними разводится..мне так кажется..

    ОтветитьУдалить
  32. Про осложнения при женитьбе не на чеченке - сущая правда. Жена у Джохара Дудаева кто? Вот вам и две войны))) А вообще все верно, сосед фсбешник несколько лет там отслужил, в дружбу с ними не верит абсолютно. Отношения чисто денежно-товарные: пока даем деньги они не стреляют.

    ОтветитьУдалить
  33. Ахмад ваш врет. И не краснеет.))) Браки смешанные дело обычное.

    ОтветитьУдалить
  34. Re: Ахмад врет

    Думаю, что нет.)

    ОтветитьУдалить
  35. в 70-е чеченцы приезжали к нам, на Алтай, строили дома и хоз.постройки всякие. Всё так же, как и сейчас. Всё так, как ты рассказал, да. Надо повспоминать. )))

    ОтветитьУдалить
  36. Россия и Чечня

    Пользователь сослался на вашу запись в записи «Россия и Чечня» в контексте: [...] говорить об этом можно долго (и нужно!), но пока я предлагаю ознакомиться с интересным текстом [...]

    ОтветитьУдалить
  37. У чеченского писателя Германа Садуллаева русская мать. У Джохара Дудаева тоже была русская жена. Да и у многих из них тоже. Я знал одного чеченца, у которого жена тоже была то ли русско, то ли украинкой. Так что в этом смысле не все так просто.

    ОтветитьУдалить
  38. бабочка Брэдбери

    Слишком мало еще мы знаем о мире и, значит, о себе.
    Интуитивно, ведь, ясно (исторически, так сказать), что окажись
    Кавказ, хотя бы частично, в составе Турции, веков, эдак, 4-5 назад,
    сейчас там бы не было никаких "чеченцев", "ингушей" и прочих.
    Просто бы НЕ БЫЛО. Как почти не осталось "не-турок" в Анатолии и в
    других ранее "не-турецких" районах.
    То же самое можно сказать о "Германии" и германских землях.
    И о некоторых других способах выживания или исчезновения этносов,
    племен...
    Вот, "мы", люди т.е., искренне и даже иногда "научно-обоснованно" считаем
    некоторые виды существ (насекомых, прочих водных и земных тварей) "вредными",
    и даже подлежащими уничтожению ("контролю"). И при этом понятия не имеем,
    а почему и зачем все это многообразие. Именно это многообразие.
    Но имеем вроде вполне понятное желание как-то если не упростить, то сделать
    более комфортным для нас, более "приятным", это, вот, неизвестно зачем и откуда
    взявшееся многообразие.
    То же касается и "наций", этносов в большой России.
    Она, как мир, в котором, неизвестно почему, как и, тем более, зачем,
    "образовалось" вот именно это многообразие, именно эта комбинация этносов.
    Причем, образовалась как многообразие устойчиво существующих "самобытных" этносов,
    не "сливаемых" в некий "мононациональный" котел (по типу турецкого или германского,
    - американский "котел", не является котлом реальным, это - медийный прием тамощнего
    "министерства правды". И это пишет mind-frame insider).
    Мы реально не понимаем как и особенно "зачем" вот так сложилось "Русское" многообразие.
    Только глубоко интуитивно, скорее, ощущаем, необходимость
    сохранить это многообразие, превозмогая соблазны "простых решений".
    Так же, как это приходится иногда делать и в семье, - не знаем мы как
    все сложится дальше, поэтому don't buy no-return ticket.
    Хотя я абсолютно "не-толерантен" этнически, и не желаю своим детям
    перестать быть "русскими".
    Ни в семейном, ни в государственном их существовании.
    Я, русский (русский, типичный, поскольку вторым/первым родным языком
    у меня английский(британский англ.), и назвать своих пра-родственников
    я не могу, - не знаю. Знаю только, что они из абсолютно разных русских "мест",
    в тысячи км друг от друга.), я бы то же был против (внутренне) некоторых межэтнических вариантов семьи для своих детей.
    И, одновременно, абсолютно против попыток "трогать руками" этническое многообразие Всей России.
    Вот такие два против "в одном флаконе".
    Против, с любым оружием в руках.
    Любым.
    Yrs., etc.

    ОтветитьУдалить