четверг, 1 декабря 2011 г.

Режет ухо

На днях одна симпатичная дама в своем блоге сделала опрос.
В комментах нужно было сообщить, какие слова, или обороты вызывают раздражение. Я сказал про "Самое ближайшее время". А позже вспомнил про одно слово, которое уже давно вызывает у меня рвотный рефлекс.
Это дивная, замечательная своей морфологией конструкция, рожденная в седые времена СССР. Звучит она так:
ИНОМАРКА.
Услышал я его впервые очень давно, от одного молодого прапора в нашем полку. Когда я даже о мопеде не мог позволить себе мечтать, у него была "Волга" ГАЗ 24! И внизу, под задним бампером, красовалась сделанная трафаретом надпись "VOLGA". Каким-то непостижимым образом он исхитрился купить ее в таксопарке.
Это слово - "иномарка",  еще раньше того, как до меня дошел смысл его, показалось очень неблагозвучным. Я даже, помнится, дважды переспросил его, прапора - чего-чего? Ну не может быть в русской речи такого корявого слова! Потом я стал его слышать чаще, потом пришли Девяностые, и это слово приобрело уже материальный смысл. В принципе слово короткое и ёмкое, и как будто хорошо передает смысл явления. Но состоит оно из двух каких-то отвратительно притянутых за уши половинок. Усеченная почти до потери смысла часть слова "иностранная", и далее какая-то сомнительная по однозначности смысловой нагрузки "марка".
Воспринималось это слово, в зависимости от обстановки и аудитории двояко. Либо это слово несло на себе привкус гордости-зависти, либо оно было совершенно уже ругательным. Нейтральным оно не было никогда.
Сегодня, когда автомобилей больше, чем мух на помойке, а отечественных - меньшая и худшая часть, слово "иномарка" казалось бы вообще должно было выйти из употребления. Сегодня есть автомобили. Просто. Престижный Мерседес, элегантная Ауди, надежный Фольксваген, классная Тойота, так-себе Опель, навороченный Лексус, никудышний ВАЗ и у#бищная, по другому не скажешь, Волга.
Но нет, господа, слово это, как ни странно уцелело и прекрасно себя чувствует. А вот что больше всего удивляет, слышу я его в бытовых разговорах окружающих людей гораздо реже, чем из телевизора и радиоприёмника. Особенно в передачах о чрезвычайных происшествиях. При этом бросается в глаза зависимость от контекста - если пострадал, то водитель форда, а если не справился с управлением, или нарушил правила, то водитель иномарки. Это для чего делается? Чтобы подогревать неприязнь к иномаркам и их владельцам? Ладокалина - правильный выбор?
Ну вот я в общем-то и высказался, как сумел, ещё только два примечания.
1 Большая часть теперешних наших "иномарок" собрана в России.
2 Где-нибудь ещё в мире есть аналог слова "иномарка", прости госспади?

Комментариев нет:

Отправить комментарий